Методические рекомендации по вопросам образования и психолого-педагогического сопровождения обучающихся с инвалидностью,
с ограниченными возможностями здоровья
/п | Название рекомендаций | Разработчик | Целевая аудитория | Ссылка на размещенный документ/ реквизиты письма |
1. | Методические рекомендации «Особенности разработки и реализации адаптированных основных образовательных программ на разных уровнях общего образования: методические рекомендации» | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для педагогических работников | https://ikprao.bitrix24.ru/~I4wSt |
2. | Методическое пособие «Проектирование индивидуальных учебных планов в специальном образовании» | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для педагогических работников | https://ikprao.bitrix24.ru/~cLZqh |
3. | Проекты программ по учебным предметам федеральной адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; федеральной адаптированной образовательной программы основного общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья; федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для педагогических работников | https://ikp-rao.ru/frc-ovz3/ |
4. | Методическое пособие «Дифференцированный подход в организации дошкольного образования детей с умственной отсталостью, проживающих в детском доме-интернате» | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для педагогических работников | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/Differencirovannyj_podhod_v_organizacii_doshkolnogo_obrazovaniya.pdf |
5. | Методическое пособие «Индивидуально-личностная парадигма воспитания и образования детей с ТМНР с сочетанной неврологической патологией в ДДИ» | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для педагогических работников | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/Individualno_lichnostnaya_paradigma_vospitaniya_i_obrazovaniya_detej.pdf |
6. | Методические рекомендации для родителей по вопросам обучения и воспитания детей с нарушениями слуха | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для родителей | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/Metodicheskie-rekomendacii-dlya-roditelej-po-voprosam-obucheniya-i-vospitaniya-detej-s-narusheniyami-sluha.pdf |
7. | Методические рекомендации для родителей по организации семейного воспитания детей с нарушениями зрения | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для родителей | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/Metodicheskie-rekomendacij-dlya-roditelej-po-organizacii-semejnogo-vospitaniya-detej-s-narusheniyami-zreniya.pdf |
8. | Методические рекомендации для родителей по организации семейного воспитания детей с тяжелыми нарушениями речи | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для родителей | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/METODIChESKIE-REKOMENDACII-DLYa-RODITELEJ-PO-ORGANIZACII-SEMEJNOGO-VOSPITANIYa-DETEJ.pdf |
9. | Вопросы родителей детей с НОДА и ТМНР и ответы специалистов | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для родителей | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/Roditelyam-detej-s-NODA-i-TMNR.pdf |
10. | Вопросы родителей детей с ЗПР и ответы специалистов | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для родителей | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/VOPROSY-RODITELEJ-DETEJ-S-ZPR.pdf |
11. | Рекомендации для родителей по организации семейного воспитания детей с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для родителей | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/REKOMENDACII-DLYa-RODITELEJ-PO-ORGANIZACII-SEMEJNOGO-VOSPITANIYa-DETEJ-S-OVZ.pdf |
12. | Вопросы родителей детей с аутизмом и ответы специалистов | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для родителей | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/VOPROSY-RODITELEJ-DETEJ-S-AUTIZMOM.pdf |
13. | Дополнительные вопросы и ответы по воспитанию детей с ОВЗ | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для родителей | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/Kak-roditelyam-vospityvajushhim-detej-s-OVZ-snyat-emocionalnoe-napryazhenie.pdf |
14. | Рекомендации для родителей по формированию финансовой грамотности детей с ограниченными возможностями здоровья, с инвалидностью (в инфографике) | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для родителей | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/03/Rekomendacii_dlya_roditelej_po_formirovaniju_finansovoj_gramotnosti1090.pdf |
15. | Компьютерная грамотность обучающихся с нарушениями зрения: методические рекомендации для родителей | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для родителей | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/01/Kompjuternaya_gramotnost_obuchajushhihsya_s_narusheniyami_zreniya_metodicheskie-2.pdf |
16. | Развитие читательской грамотности детей с задержкой психического развития | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для родителей | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/02/Razvitie_chitatelskoj_gramotnosti_detej_s_ZPR_metodicheskie_rekomendacii-2.pdf |
17. | Обучение жестовому языку детей с нарушением слуха | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для родителей | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/12/Obuchenie_zhestovomu_yazyku_detej_s_narusheniem_sluha_metodicheskoe_posobie2.pdf |
18. | Памятка для родителей детей с нарушениями зрения. Правила носки и ухода за очками | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для родителей | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/01/Pamyatka_Pravila_noski_i_uhoda_za_ochkami.pdf |
19. | Методические материалы по вопросам организации профориентационной деятельности с обучающимися с ОВЗ, с инвалидностью | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для педагогических работников | https://ikprao.bitrix24.ru/~WViqg |
20. | Памятка о мерах по организации ознакомления обучающихся с ОВЗ с правилами поведения в ситуации оповещения об опасности и порядке действий педагогического работника (в инфографике) | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для педагогических работников | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2024/08/Pamyatka-ot-23.08.pdf |
21. | Конструктор рабочих программ начального общего
образования для обучающихся с ОВЗ, с инвалидностью, реализуемых в рамках курса внеурочной деятельности для формирования функциональной грамотности у обучающихся. Методические материалы: сценарии занятий, рекомендации для педагогов и родителей |
ФГБНУ «Институт
коррекционной педагогики» |
Для
педагогических работников, для родителей |
https://krpfg.ikp-rao.ru/ |
22. | Конструктор рабочих программ учебных предметов для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для педагогических работников | https://krp-uo.ru/ |
23. | Фонд оценочных средств (контрольно-измерительные материалы для 5 класса) для промежуточной аттестации обучающихся с нарушениями слуха, с нарушениями зрения, с НОДА, с нарушениями речи, с задержкой психического развития, с РАС на уровне основного общего образования | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для педагогических работников | https://ikprao.bitrix24.ru/~G96cJ |
24. | Интерактивная диагностическая карта «Тифло-чек-диагностика компенсаторных способов действия и произвольного поведения обучающихся с нарушениями зрения» | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для педагогических работников | https://tiflo.ikp-rao.ru/ |
25. | Методические рекомендации «Комплексное сопровождение обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на уровне начального общего образования» | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для педагогических работников | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/04/Krutyakova_EN_Kompleksnoe_soprovozhdenie_obuchajushhihsya_s_NODA.pdf |
26. | Методические рекомендации «Современные подходы к оценке личностных результатов образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями» | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для педагогических работников | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/04/Sovremennye_podhody_k_ocenke_lichnostnyh_rezultatov_obrazovaniya.pdf |
27. | Методические рекомендации для проведения комплексного психолого-педагогического обследования детей с нарушениями слуха дошкольного возраста | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для педагогических работников | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/04/Metodicheskie_rekomendacii_dlya_provedeniya_kompleksnogo_psihologo.pdf |
28. | Комплекты методик оценки индивидуальной динамики достижения личностных результатов у обучающихся с ЗПР, с НОДА, с ТНР, с нарушениями
зрения, с нарушениями слуха |
ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для педагогических работников | https://ikprao.bitrix24.ru/~fTtqC |
29. | Методические рекомендации «Психолого-педагогическая помощь сиблингам в семьях, воспитывающих детей с ОВЗ и/или инвалидностью» | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для педагогических работников | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/04/Psihologo_pedagogicheskaya_pomoshh_siblingam_v_semyah_vospityvajushhih.pdf |
30. | Методическое пособие «Особенности реализации учебного предмета «Труд (технология)» для обучающихся с нарушениями зрения» | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для педагогических работников | https://ikp-rao.ru/wp-content/uploads/2025/01/Osobennosti_realizacii_uchebnogo_predmeta_Trud_tehnologiya_dlya.pdf |
31. | Уровневый подход к организации образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями с применением информационных средств обучения: методические рекомендации | ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики» | Для педагогических работников | https://ikprao.bitrix24.ru/~IVFbS |
32. | Методическое пособие «Включение детей с РАС в систему общего образования: инклюзивная модель «Ресурсный класс» | ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» | Для педагогических и руководящих работников системы образования | https://autism-frc.ru/work/programs/645/resursnyy_klass |
33. | Диагностический онлайн-инструмент «Компас тьютора» | ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» | Для педагогических работников | https://autism-frc.ru/work/onlajn-diagnostika/1718 |
34. | Организация психологической поддержки обучающихся в инклюзивной образовательной среде. Методические рекомендации для педагогов-психологов | ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет» | Для педагогических работников | https://www.inclusive-edu.ru/wp-content/uploads/2024/12/posl.-MR-dlya-pedagogov-psihologov-ot-19.12.2024.docx_removed.pdf |
- Рабочая программа «Профориентация обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» , Пояснительная записка к рабочей программе
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ С ОВЗ / Копия
- План развития инклюзивного образования в МБОУ «СОШ №3» на период 2021-2025гг
- Приказ МБОУ «СОШ №3» №45-А от 30.08.2022г. «О создании ПМПК»
- Положение о психолого-педагогическом консилиуме МБОУ «СОШ №3»
- ПОЛОЖЕНИЕ о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПК) МБОУ «СОШ №3» ДГО
- ДОГОВОР об организации обучения по адаптированным основным общеобразовательным программам
- ЗАЯВЛЕНИЕ о согласии на обучение ребенка с ограниченными возможностями здоровья по адаптированной основной общеобразовательной программе
- Порядок приема детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3» Дальнереченского городского округа
- ПОЛОЖЕНИЕ О ПРОВЕДЕНИИ УРОКОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В МБОУ «СОШ №3»ДАЛЬНЕРЕЧЕНСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА / КОПИЯ
- ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ИНДИВИДУАЛЬНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ / КОПИЯ
- ПОЛОЖЕНИЕ об индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятиях / КОПИЯ
- Положение о формах получения образования
- ПОЛОЖЕНИЕ о текущем контроле и нормах оценки знаний, умений, навыков учащихся с ОВЗ муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №3» Дальнереченского городского округа / КОПИЯ
- ПОЛОЖЕНИЕ об инклюзивном образовании (обучение детей с ограниченными возможностями здоровья) муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 3» Дальнереченского городского округа
Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья
Согласно Федеральным государственным требованиям и Федеральным государственным образовательным стандартам Российская система образования отказывается от традиционного представления образовательных результатов воспитанников и учащихся в виде знаний, умений и навыков и ориентируется на формирование у детей базовых компетентностей и обеспечение самоопределения в нравственной, интеллектуальной, коммуникативной, гражданско-правовой, трудовой сферах деятельности, в развитии индивидуальности каждого воспитанника, ученика, воспитание его как субъекта социализации, готового к продуктивному социальному взаимодействию.
Одной из основных функций Федерального государственного образовательного стандарта начального, основного и среднего общего образования является реализация права каждого ребёнка на полноценное образование, отвечающее его потребностям и в полной мере использующее возможности его развития.
На современном этапе развития образования в Российской Федерации подчёркивается, что «особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья». Поэтому, в образовательном учреждении необходимо создать оптимальные условия для развития личности каждого ребёнка, раскрывающие его внутренние возможности и резервы, организовать коррекционно-развивающую, реабилитационную и здоровьесберегающую среду, обеспечивающую частичное восстановление и сохранение физического и психического здоровья, необходимого для продолжения обучения.
Статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья»
Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует статус «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» так: «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».
Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента и других условиях. Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
Данная группа детей имеет значительные преимущества, находясь в системе образования:
1. право на бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации;
2. право на особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания;
3. по окончании 9, 11 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (тестовые задания);
4. к детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.
Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья — как взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральных законах от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Особенности инклюзивного образования
Инклюзивное образование — один из процессов трансформации общего образования, основанный на понимании, что дети с ограниченными возможностями здоровья и дети-инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в социум. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с инвалидностью. Усилиями общественности в 1990-х — 2000-х гг. и формирование общественного мнения, позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей).
В МБОУ «СОШ №3» обучается 22 детей с ОВЗ, из них 11 — дети-инвалиды.
Для обучения детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) в библиотеке имеются учебники, реализующие требования адаптированной основной общеобразовательной программы. Сведения о наличии учебников по адаптированным программам
Для групп лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) для обеспечения доступа в здания МБОУ «СОШ №3» имеются расширенные дверные проёмы, поручни и крыльцо, оборудованное пандусом.
Принципы инклюзивного образования
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- Каждый человек способен чувствовать и думать;
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным;
- Все люди нуждаются друг в друге;
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
Особенности аттестации обучающихся с ОВЗ
Промежуточная аттестация обучающихся с ОВЗ
Ведущими формами промежуточной и итоговой аттестации являются:
- мониторинг знаний, умений и навыков по предметам инвариантной части учебного плана;
- административные контрольные работы инвариантной части учебного плана;
- мониторинг знаний, умений и навыков учащихся по предметам вариативной части учебного плана;
- мониторинг уровня развития учащихся (совместно с социально-психологической службой)
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья получают общее образование по адаптированным основным общеобразовательным программам в образовательных организациях, в которых создаются специальные условия (ч. 2 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ). Прием на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе осуществляется только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ч. 3 ст. 55 Федерального закона № 273-ФЗ).
Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе особенности организации образовательной деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1015.
Статья 58 Федерального закона № 273-ФЗ не содержит особых положений относительно проведения промежуточной аттестации учащихся с ограниченными возможностями здоровья. Порядок проведения такой аттестации устанавливается локальным нормативным актом образовательной организации. Вместе с тем часть 9 данной статьи в совокупности с другими нормами Федерального закона № 273-ФЗ позволяют утверждать, что обучение по адаптированной общеобразовательной программе следует рассматривать как индивидуальный образовательный маршрут учащегося, имеющий ряд особенностей. В связи с этим требования промежуточной аттестации к лицам с ограниченными возможностями здоровья могут отличаться от общих требований к промежуточной аттестации обучающихся по основным общеобразовательным программам.
Представляется, что вопрос об оставлении на повторное обучение учащихся с ограниченными возможностями здоровья по итогам промежуточной аттестации должен рассматриваться индивидуально, исходя из характера ограничений, а также из содержания самой адаптированной программы. Например, повторное обучение допустимо при сохранном интеллекте учащегося, имеющего, например, нарушения опорно-двигательного аппарата, особенно, когда академическая задолженность возникла вследствие длительной невозможности посещения образовательной организации, сложностей в организации домашнего обучения в этот период и т.д.
В то же время, отдельные адаптированные общеобразовательные программы вообще не предполагают повторного обучения, например, программы для лиц с различными формами умственной отсталости, обучение которых завершается выдачей свидетельства об обучении. Данное свидетельство не является документом об образовании и не подтверждает освоение образовательной программы основного общего или среднего общего образования (ч. 13 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ).
Государственная итоговая аттестация обучающихся с ОВЗ
ДОКУМЕНТЫ 2024-2025 учебный год
Выпускники IX, XI классов с ОВЗ имеют право добровольно выбрать формат государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) – это может быть основной государственный экзамен (ОГЭ) либо государственный выпускной экзамен (ГВЭ).
Существуют специальные правила организации ГИА для выпускников с ограниченными возможностями здоровья.
Условия организации и проведения ГИА для учащихся с ОВЗ определяются с учетом особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья выпускников.
Для определения необходимых условий проведения ГИА выпускник с ОВЗ при подаче заявления на участие в ГИА должен предоставить один из следующих документов (оригинал или ксерокопию):
- заключение психолого-медико-педагогической комиссии;
- справка, подтверждающая факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.
Материально-технические условия проведения экзамена должны учитывать индивидуальные особенности обучающихся с ОВЗ, детей-инвалидов, инвалидов и обеспечивать им возможность беспрепятственного доступа и пребывания в аудиториях, туалетных и других помещениях.
В помещениях должны быть пандусы, поручни, расширенные дверные проемы, лифты, специальные кресла и другие приспособления. При отсутствии лифтов аудитория располагается на первом этаже.
При проведении экзамена присутствуют ассистенты, оказывающие участникам необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание, принять лекарство.
Участники экзамена могут пользоваться необходимыми им техническими средствами с учетом их индивидуальных особенностей.
Особенности организации экзаменов
Для глухих и слабослышащих обучающихся:
- аудитории для проведения экзамена оборудуются звукоусиливающей аппаратурой как коллективного, так и индивидуального пользования;
- при необходимости привлекается ассистент-сурдопереводчик;
- по желанию экзамены по всем учебным предметам могут проводиться в письменной форме.
Для слепых обучающихся:
- экзаменационные материалы оформляются рельефно-точечным шрифтом Брайля или в виде электронного документа, доступного с помощью компьютера;
- письменная экзаменационная работа выполняется рельефно-точечным шрифтом Брайля или на компьютере;
- предусматривается достаточное количество специальных принадлежностей для оформления — ответов рельефно-точечным шрифтом Брайля, компьютер;
- ГВЭ по всем учебным предметам по их желанию проводится в устной форме.
Для слабовидящих обучающихся:
- экзаменационные материалы представляются в увеличенном размере;
- в аудиториях для проведения экзаменов предусматривается наличие увеличительных устройств и индивидуальное равномерное освещение не менее 300 люкс.
Для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата (с тяжелыми нарушениями двигательных функций верхних конечностей):
- письменные задания выполняются на компьютере со специализированным программным обеспечением;